4 мая 2012 г.

Путь мудреца и Путь святого

На прошедших занятиях речь зашла о разных способах продвижения по духовному Пути. Их два.

Два способа восхождения

Один основан на работе Ума, второй - на эмоциональном подъеме.
Очень ёмко характеристики обоих путей выразила Анни Безант:
"Йога" есть искание соединения с Единым путем разума; "Мистицизм" есть искание того же соединения путем эмоций.
Посмотрите на мистика. Он устремляет свой ум на предмет своего поклонения; он теряет самосознание и переходит в состояние экстаза, в восторженное поклонение, отбрасывая все остальные мысли, и погружается в объект своей любви, и могучая волна эмоций возносит его к Богу. Он не сознает, каким образом достигается это высокое состояние. Он сознает только одно: Бога и свою любовь к нему...
Не таков путь йога. Постепенно, шаг за шагом, он сознательно проходит свой путь. Он достигает цели благодаря знанию, науке, а не благодаря эмоциям, и у каждого, не имеющего наклонности к научному достижению, находящего науку скучной и сухой, еще не развита та часть его природы, которая необходима для успешного процесса йоги. Йог может пользоваться поклонением как средством (А.Безант, «Введение в йогу»).
Как видно, из последнего предложения, Йог (или оккультист) может включать в себя мистика. Путь Йоги предназначен для нашей, пятой расы. Мистический Путь Преданности - для прошлой. Именно поэтому путь мистика кажется более лёгким - ведь он был освоен ранее. Можно сравнить с учебой в школе: пятикласснику гораздо проще решить задачу для четвертого класса, чем свою. Здесь кроется одно "но". Если пятиклассник будет решать только задачи для младших классов, он не будет развиваться. Однако, он может их использовать для повторения или для более глубокого понимания своего материала (для более полной аналогии можно также сказать, что материал для пятого класса включает в себя материал для четвертого).
Приведу ещё одну цитату, которая разъясняет сходство и различие Путей:
Начну с утверждения факта. Мистик не обязательно оккультист, оккультист же включает в себя мистика. Мистицизм — всего лишь шаг по пути оккультизма... В чем же разница между обоими типами людей? ...Мистик имеет дело с Богом внутри, оккультист — с Богом во внешнем проявлении... Мистик восходит благодаря устремленности и сильнейшей преданности внутреннему Богу или тому Учителю, Которого он признает; оккультист достигает высот благодаря осознанию закона... Мистик старается выйти с эмоционального плана на интуитивный, а оттуда к Монаде, или Духу. Оккультист с физического плана выходит на ментальный, а оттуда к атме, или Духу. Один работает по линии любви, другой — по линии воли. Мистику не удается добиться цели своего бытия — любви в проявлении, — пока он не скоординирует целое через посредство интеллектуальной воли. Поэтому ему приходится стать оккультистом... (А.Бейли, «Письма об оккультной медитации»).
Таким образом, рано или поздно, мистику придется стать оккультистом (ну, куда же денешься - закон Эволюции), а оккультист уже включает в себя мистика (согласно тому же закону).

Достоинства и недостатки

На круге прозвучал вопрос: "А в чем плюсы и минусы каждого пути?". Коротко резюмирую прозвучавшие предположения:

Мистик

Плюсы:
  • Относительная комфортность этого вида практики для большинства стремящихся.
  • Возможность достижения быстрых результатов (в жизни тоже на эмоциональном подъеме многого можно достигнуть очень быстро)
Минусы:
  • Любая ошибка может оказаться фатальной
  • Опасность (подобно Гераклу) попасть под влияние ложного "учителя" (ведь, ум практически не задействован и доверие к учителю почти 100%). Здесь можно отдельно выделить категорию людей, получающих сведения с эмоционального (т.е. астрального или иллюзорного) плана (т.н. "канальщики" или "ченнелеры"). Они больше всего подвержены этой опасности, т.к. не имеют ни малейшего понятия о тех сущностях, от которых они принимают информацию. А эти твари и рады стараться: представляются Учителями Мудрости или Великими Космическими Сущностями или кем-нибудь ещё (интересно, если у такого "приёмщика" дома зазвонит телефон, и на том конце провода представятся, скажем, Биллом Гейтсом, он поверит или нет?). В Интернете и на книжных полках полно информационного мусора от "Сен-Жермена", "Кут Хуми" и даже от "Саната Кумары" и (!) "Солнечного Логоса". Ситуация усугубляется тем, что эти контакты - часть их личного опыта, который они считают на 100% достоверным. А ведь если бы эти "контактеры" воспользовались различающим умом и интуицией, то подумали бы, что эти великие сущности настолько заняты, что им просто не до наших мелких проблем. Ведь никому в голову не приходит жаловаться в ООН (или хотя бы президенту), что в подъезде разбили лампочку. Но астральные сущности питают гордыню (а также питаются ею), побуждая игнорировать здравый смысл.
  • Риск стать зависимым от наваждений и иллюзий, что может вызвать оторванность от реальной жизни. Человек, испытавший мистический экстаз, волей-неволей, может зацепиться за это состояние. Т.е. в какой-то момент, он не захочет выходить из него. Ведь "там" так хорошо, а на "земле" (в этом "грязном" мире) так всё "негармонично". Это даже может ввергнуть человека в депрессию. И он будет вновь и вновь стремиться к получению удовольствия от этого опыта (иногда привлекая к этому стимулирующие средства: алкоголь, наркотики и т.д.). Общаясь с людьми мистического направления, я заметил, что от зацепок за "мистическое удовольствие" они втянулись в зацепки за "удовольствие вообще". Одна из них мне даже недавно заявила, что цель существования Вселенной - это получение удовольствия (вот, наверное, где кроются причины популярности неотантрических культов в наше время). Оказывается, Будда со своими Четырьмя Благородными Истинами (где он утверждает, что всё есть Страдание, а причина Страдания - это желание, в т.ч. желание наслаждений) заблуждался, а правду говорят те самые "астральные логосы".
  • "Сектантское" мышление. Ну и, конечно, иллюзорность получаемой информации порождает иллюзорность жизни. Постепенно свой опыт такие "адепты" начинают считать единственно правильным. Они начинают разговаривать шаблонным (малопонятным для "людишек с ограниченным умом") языком. Их мысли часто запутанны и противоречивы. Всё, что противоречит их убеждениям, вызывает агрессию. Это может вызывать трудности при общении с обычными людьми. Хотя, этот фактор обычно причиняет неудобства окружающим, а не им.

Оккультист

Плюсы:
  • Более прогрессивный способ, а, значит, соответствующий Дхарме (или предназначению) духовного развития стремящегося.
  • Постепенность роста позволяет лучше усвоить (ассимилировать) получаемый опыт и информацию.
  • Позволяет совмещать духовный рост с мирской жизнью.
  • Есть право на ошибку. Ошибки Пути (за некоторым исключением) достаточно легко исправляются.
  • Осознанная работа с поступающей информацией.
  • Меньший риск попадания в тотальную зависимость от лжеучителя. Следствие предыдущего подпункта. Вот здесь важно наличие различающего разума. Ведь только интеллект и его старшая сестра - Интуиция (не путать с животным инстинктом) способны отличить "зерна от плевел".
Минусы:
  • Постепенный рост не дает таких быстрых результатов, которые возможны при первом способе.
  • При недостаточно развитой интуиции (и сердечной чакре) есть опасность пойти по "левому пути" (т.н. черной магии).
  • Риск "зацепиться" за знания или ум, что может привести к печальным последствиям (ментальным болезням или трудностям в общении с окружающими людьми)

Резюме

Подытожив всё вышесказанное, можно сказать, что:
  • Оккультист или Мудрец пытается увидеть проявление Бога в окружающем мире, пытаясь понять законы, по которым этот мир существует. Постепенно, слой за слоем, он приходит к пониманию Бога.
  • Мистик, наоборот, при помощи устремления, в молитве или медитации познает Бога, а потом узнает законы, по которым Бог проявляется в мире (осознание этих законов делает мистика оккультистом)
  • У каждого метода есть свои достоинства и недостатки
  • В качестве метафоры можно взять восхождение на гору (Посвящения), в нижней части которой густой туман: оккультист поднимается, делая шаг за шагом (иногда сбиваясь с дороги, иногда топчась на месте), но, рано или поздно, продолжая свой путь; мистик пытается взлететь туда из катапульты, но не всегда удается в тумане взлететь в верном направлении, и падение при этом бывает очень болезненным (а если при этом катапультой управляет лжеучитель, то кто знает, куда он может отправить доверчивого стремящегося).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.