29 дек. 2011 г.

Символизм Рождества

Естественно, темой ближайших занятий является тема Рождества. Само значение праздника уже рассматривалось в прошлом году, поэтому, сейчас хотелось бы подробнее остановиться на его символизме.
В наши дни от многих праздников (в том числе и религиозных) осталась только эдакая "оболочка" или "шкурка": многие выполняют какие-то действия или ритуалы только потому, что "так принято". При этом зачастую теряется весь смысл праздников. А иногда дело обстоит и того хуже:
"На протяжении веков день Рождества был известен и праздновался как время благих начинаний, установления лучших человеческих отношений и более крепких связей между семьями и общинами. Но... простой день Рождества, который должен бы радовать сердце Христа, деградировал в оргию пустой траты денег, приобретения хороших вещей и считается временем, «благоприятным для торговли»" (А.Бейли, "Судьба наций").
Что же произошло (и продолжает происходить) в день зимнего солнцестояния? Ученые, изучающие сравнительную мифологию, давно подметили огромное количество совпадений в мифах различных времен и народов. Даже в космосе происходило нечто похожее:
"В момент рождения Христа Сириус, Звезда на Востоке, находился на меридиональной линии; Орион, называемый восточными астрономами “Три Царя”, находился поблизости; следовательно, созвездие Девы, Богородицы, восходило на востоке, и линии эклиптики, экватора и горизонта – все сходились в этом созвездии. Интересно отметить также, что самая яркая и большая звезда созвездия Девы называется Спика, или Колос, она находится в “колосе пшеницы” (знак плодородия), который держит Дева. Вифлеем означает “дом хлеба”, и, следовательно, существует очевидная связь между этими двумя словами" (А.Бейли, «От Вифлеема до Голгофы»).
Эти обстоятельства рассматривалось в различных трудах и даже в фильме "Дух времени". Говорилось об этом и в прошлом году, и на занятиях. Интересно отметить тот факт, что многие авторы на этом основании утверждают, будто бы этих событий не было вовсе, это всё выдумка священников, кочующая из народа в народ. Не буду ничего ни утверждать, ни отрицать (сам не присутствовал), но многие факты действительно указывают на то, что исторический Иисус существовал, как, возможно, существовали и другие прототипы мифических героев.
Почему же в разных народах в разное время рождались персонажи со сходными характеристиками? Почему рождались Спасители (неважно, как их называли - Ману, Будда, Христос или кто-другой), которые давали наставления своим народам?
Ответ может показаться неожиданным - эти (и многие другие) великие личности были отражением (или, если угодно, воплощением) одной сущности:
"Солнце есть физическая тень или тело Логоса, как его называют, поэтому его годовое движение изображает деятельность Логоса, но так же несовершенно, как несовершенно передаются тенью движения того предмета, который ее отбрасывает от себя. Логос, "Сын Божий", спускающийся в мир материи, имеет своей тенью годичное движение солнца, и эта истина передается нам в Солнечном Мифе. Точно так же и воплощение Логоса или одного из Его Великих Посланников представит собой как бы тень Его деятельности в человеческом теле: из этого естественно вытекает, что жизнеописания этих Посланников будут все иметь сходные черты. Более того, отсутствие таких сходных черт удостоверит несомненно, что данное лицо не есть действительный Посланник, и что его миссия имела второстепенное значение" (А.Безант, "Эзотерическое Христианство").
Из предыдущей цитаты видно, что Анни Безант сравнивает процесс воплощения с театром теней. На земле мы видим лишь отражение (или тень), отбрасываемую настоящими объектами. Например, личность человека - это лишь тень его Эго или Души (кстати, сама Душа - тоже лишь "тень" Монады или Духа).
"Эти тени дают лишь слабую идею о тех объектах, которые отбрасывают их от себя, совершенно так же, как земные тени дают лишь слабое представление о предметах, отбрасывающих их; они лишь темные силуэты, лишенные всех подробностей, обладающие длиной и шириной, но не глубиной" (А.Безант, "Эзотерическое Христианство").
Увидеть, или хотя бы описать "того, кто за экраном" не представляется возможным обычными словами. Для этого и существует язык мифов - язык символов:
"Как здесь, на земле, мы употребляем слова для замены самих предметов, — напр. слово "стол" служит нам для замены определенного предмета — так символы заменяют собою объекты высших планов бытия. Они являются картинным алфавитом, употребляемым всеми создателями мифов, и каждый знак этого алфавита обладает определенным смыслом. Символ служит для обозначения того или другого предмета совершенно так же, как наши слова служат для различения одного предмета от другого; из этого следует, что знание символов необходимо для чтения мифов" (А.Безант, "Эзотерическое Христианство").

Отсюда можно сделать один "крамольный" вывод: мифы более реальны, чем история! Ведь мифы на языке символов обрисовывают причину, в то время, как история описывает лишь видимые последствия - "отбрасываемые тени".
Символами являются все Священные Писания, Молитвы (включая, как уже отмечалось, "Великий Призыв"), мантры, сказки, народные песни и легенды (в качестве примера мы разбирали возможные значения одной из латышских дайн и сказки "Курочка Ряба"), а также книги (как художественные, так и научные) истинных философов. Этот список, конечно, можно ещё долго продолжать.
Именно поэтому вялые попытки их буквального толкования редко приводят к успеху - поверхностные читатели неизменно находят в них кажущиеся противоречия, несоответствия и т.д.. И это естественно, ведь они видят только "тени", а один предмет может отбрасывать их большое количество.
И, наоборот, тот, кто развивает в себе способность видеть "то, что за экраном" (называемое также "интуицией"), имеет больше шансов понять истинный смысл. Именно это приводит к расширению сознания и истинному духовному ясновидению (в противоположность ясновидению животному или "астральному"). Говорят, что Посвященные безошибочно читают эти символы во всём существующем:
"Посвященные ... всегда употребляли символический язык и конечно применяли символы в их определенном и безошибочном смысле" (А.Безант, "Эзотерическое Христианство").
Вот почему на кругах так много внимания уделяется работе с символами (молитвами, знаками Рейки и т.д.). Как говорил тот самый Посвященный, о котором сегодня шла речь:
"Имеющий уши - да услышит!"